«Праздник

славянской письменности и культуры»

(подготовительная к школе группа)

 24 мая — день памяти святых Мефодия и Кирилла

Родные  братья  славяне,   знатного  происхождения.   Они  составили азбуку перевели с греческого на славянский язык священные и церковные книги, ввели у славян богослужение на их родном языке: претерпели за это много гонений от римских католиков. Св. Кирилл скончался в 869 г. в Риме, а св. Мефодий  в 885 г. в сане архиепископа Моравского.

 Праздник славянской письменности и культуры

 (Для детей шести-семи лет)

 Цель: познакомить детей с историко-культурным наследием славянской письменности.

Задачи: воспитывать чувство гордости и уважения к родному языку и богатой духовной культуре русского народа; познакомить детей с истоками русской письменности, славянской азбукой и её создателями.

Звучит веселый колокольный звон (грамзапись). Дети с флажками и голубями, выполняют построение.

Воспитатели в русских костюмах входят в зал, встают позади детей.

Пo широкой Руси пашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За груды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии.

В Польше, Чехии и  Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине,  Хорватии,  Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей.

Что зовутся издревле славянскими.

Славят подвиг первоучителей.

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые.

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне.

Скажите, кто вы?

Дети. Мы — славяне!

 Своею статью все пригожие.

Все разные и все похожие.

Зоветесь ныне россияне.

Издревле кто вы?

 Дети. Мы — славяне.

 Мы чтим березы белоствольные.

Мы любим песни наши вольные,

Зовемся Любы. Ольги, Ани.

Надежды, Веры…

 Дети. Мы —  славяне.

 Снова звучит колокольный звон. Дети встают вместе с воспитателями широким полукругом у центральной стены зала.

ПЕСНЯ «РОССИЯ, РОССИЯ»

ВЕД. (с большим свитком в руках). Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки, расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Долго речь они русскую слушали, а потом ее стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.

Раскрывает свиток и показывает его всем детям. Звучит фрагмент хора «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».

ВЕД. Как называется эта азбука, дети?

Дети. Кириллица!

ВЕД. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей) Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы! Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Дети называют известные им буквы.)

ВЕД. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука! (Читает отдельные буквы). Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покои». Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной азбуки.

Двое детей берут в руки листы с изображением букв кириллицы и прячутся   за   книгой.   Звучит   фрагмент   хора   «Славься»   М   Глинки.   В

дальнейшем эта музыка сопровождает появление каждой буквы. Выбегает ребенок, держа перед собой лист с нарисованной буквой.

1-й ребенок. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Дети отвечают) Правильно, меня зовут «аз»! Назовите слова, которые начинаются с меня. (Дети отвечают)

2-й ребенок. (выбегает из книги). А теперь угадайте, как меня зовут? (Дети отвечают) Верно. Меня зовут «буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинается с моей буквы! Назовите их! (Дети называют)

1-й и 2-й ребенок. Дети, назовите нас по порядку!

Дети.  Аз, буки.

ВЕД. Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: сначала аз и буки, а потом и науки. С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит еще одна буква (Выбегает ребенок из книги.) Представьтесь, пожалуйста.

3-й ребенок. Здравствуете, Дети. Меня зовут буква «веди». Я все знаю, про все ведаю!

ВЕД.  Ну тогда слушай мою загадку Тает снежок

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

 ДЕТИ. Весной!

 ХОРОВОД «ВЕСЕННИЙ»

4-й ребенок. Здравствуйте,   дети! Я буква «глаголь».

 ВЕД. Какое красивое у тебя имя! А что оно значит? Как вы

думаете, ребята? (Ответы детей бывают разные, например, они могут
назвать и «глаголики» любимое печенье, и «глагол» — часть речи )
Глаголить — значит   «говорить».   Но   прежде,    чем   говорить,    надо

хорошенько… подумать. В народе говорит: «Молвишь, не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая (глаголь), надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.

Гигант по морю синему

Не торопясь плывет,

Громадное животное

С названьем… кашалот!

ВЕД. Смотрите, к нам спешит еще одна буква.

5-й ребенок. Добрый день, дети! Меня зовут буква «добро».

ВЕД. Какое у тебя доброе имя! А ведь доброта —     это лучшая черта характера человека.

Ребенок.

Доктора не боитесь, дети,

Он добрее всех на свете. Далее толстый бегемот

Смело к доктору идет.

ВЕД.  Из «Азбуки» к нам идет новая гостья!

6-й ребенок. Здравствуйте, дети, я буква «люди»!

Люди, вы в ладу живите.

Ласку и любовь несите.

Лягушонок — да и тот

Без любви не подрастет!

ПЕСНЯ «УЛЫБКА»

ВЕД. Знакомьтесь, к вам идет новая буква.

7-й ребенок. Здравствуйте, дети, меня зовут «мыслете».

ВЕД. Какая мудрая буква к нам явилась!

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки,

Мастера там на все руки

Шить, варить и рисовать.

Чисто петь и танцевать!

ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ»     

ВЕД. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата. Значит, будет жить она.

 ТАНЕЦ «САМАРА-ГОРОДОК»

ВЕД. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарит нам славянскую азбуку. 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Двое детей выносят плакат с изображением алфавита.

 1-й ребенок.           Буква к букве  —    будет слово,

Слово к слову — речь готова.

И напевна, и стройна.

Музыкой звучит она.

 2-й ребенок. Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

 песня «Алфавит»